
Автоматизация закрывает все больше рутинных задач в бухгалтерии. Как это отразится на работе людей?
ИИ эффективно забирает на себя рутину, справляется с анализом данных и всё более сложными задачами. В чем-то искусственный интеллект даже лучше людей — он способен практически моментально обрабатывать большой объем данных, быстро находить в документах несоответствия и ошибки, работать с первичкой по сканам, создавать корректные учетные документы и т.д.
Повсеместное внедрение автоматизации — это наша с вами повседневность.
Однако переживать за свои рабочие места людям-бухгалтерам рано. ИИ — наш помощник, а не конкурент.
Быстрая обработка данных, как мы уже отметили, — конек ИИ. Однако всегда есть тонкости, учесть которые искусственный интеллект учесть не в состоянии.
Пример: предприятие потратилось на дорогое мероприятие с участием собственных сотрудников и возможных клиентов. ИИ обработает платежки, но не «поймет» их назначение — маркетинговые это или представительские расходы, а также насколько адекватны траты. Такие нюансы встречаются довольно часто и требуют не только элементарной логики, но и понимания в нюансах налогового законодательства.
Есть задачи, которые наш мозг решает лучше. Посредственные сканы, спорные формулировки в документах, обычные ошибки — каждый бухгалтер сможет привести массу примеров из собственной практики, когда нужен человеческий взгляд. Иногда операции не укладываются в шаблонные схемы и приходится искать нестандартное решение.
В бухгалтерии хватает сумбура, с которым правильному и рассчитанному на структурированность ИИ не обойтись без человека.
Современный бухгалтер всё чаще выполняет функции оператора ИИ. Мы ставим задачу, настраиваем автоматизацию и следим за результатом. Это значительно облегчает рабочую рутину, но все равно требует нашего активного участия.
А еще нужно представлять принцип работы ИИ, следить за исходными документами, автоматической разноской и отображением действий.
ИИ и сам способен заметить ошибки — например, сомнительные операции или расхождения со стандартным сценарием. Но не может ответить на вопросы: почему и что с этим делать? Это тоже зона ответственности человека.
Алгоритмы не забирают рабочие места у бухгалтеров, но способствует эволюции профессии. Понимание нюансов ИИ и автоматизации помогает работать быстрее и эффективнее, а технически подкованные бухгалтера становятся ценными сотрудниками в любой организации.
Возможности ИИ в этой сфере пока еще сильно ограничены. Алгоритмам не хватает алгоритмам нашей эмпатии, чутья и простого человеческого опыта. Программа сформирует отчетность, но не расскажет доступным языком руководству или заказчику, откуда взялись данные и что они значат.
Коммуникация с помощью настроенных шаблонов и программ пока тоже оставляет желать лучшего, как и «понимание» нюансов человеческого языка.
Пример: из налоговой поступает письмо с запросом по расходам на научно-исследовательские работы. При этом претензии сформулированы не слишком четко и есть намеки на потенциальное снятие вычета. ИИ способен понять содержимое письма и, исходя из ключевых слов, найти нужную информацию. Но он не может понимать намеки и внутренние мотивы, а также вести сложные переговоры. И здесь в коммуникацию нужно включиться человеку.
Оптимальная схема — сотрудничество. ИИ может отвечать за рутину и быструю обработку информации, чтобы мы могли сосредоточиться на аналитике и коммуникации.
Формально ИИ может с этим справиться, но далеко не всегда. Чтобы не упустить важные обновления в законодательстве, МСФО и отраслевых правилах, нужно держать руку на пульсе.
Нововведения необходимо не только зафиксировать, но и разобраться в них — то есть, понять, что они значат и как повлияют на нашу работу. В идеале изменения нужно сразу внедрять в текущие процессы и настройки ИИ-инструментов.
В бухгалтерии довольно часто возникают спорные моменты, не прописанные в регламентах. Принятие решения с учетом всех рисков в таких ситуациях лежит на плечах человека.
Пример: контрагент перестал своевременно вносить платежи, возникла задолженность. Есть неофициальная информация, что финансовое положение должника оставляет желать лучшего, хотя признания банкротства пока нет. Нужно определить размер резерва и принять решение, исходя из слухов и противоречивых данных. ИИ может зафиксировать сроки просроченных платежей, но не разберется в неструктурированной сомнительной информации, для прочтения которой нужны интуиция, опыт и понимание всех вводных.
ИИ выдаст решение, исходя из конкретных данных, но внутреннего чутья и встроенного морального компаса у него нет.
Напоследок коснемся бюрократического момента. Подпись на бухгалтерской и налоговой отчетностях должна стоять от физического лица — главбуха или директора. То есть, от человека, несущего юридическую ответственность за их содержимое. ИИ взять на себя эту роль не может.
Для аудиторских проверок тоже нужен человеческий специалист — тот, кто сможет выстроить коммуникацию с инспекторами, объяснить тот или иной момент, а также быстро отреагировать на замечания.
Какими будут востребованный бухгалтер в уже недалеком будущем?
Это эксперт, уверенно использующий ИИ для рутинных задач
Оператор, способный поставить задачу, поменять сценарий и выбрать подходящий инструмент
Аналитик, способный считывать информацию от ИИ
Специалист по теориям и регламентам
Коммуникатор
Времена простых бухгалтеров-операционистов постепенно уходят в прошлое. Искусственный интеллект позволяет упростить работу, автоматизировать рутину, выполнять многие задачи намного быстрее и эффективнее. Алгоритмы не обладают человеческим чутьем и интуицией, но могут стать нашими надежными помощниками в сферах, требующих усидчивости и работы по четкому сценарию. А бухгалтера, осваивающие автоматизацию, приобретают конкурентное преимущество.